Пятница, 22.11.2019, 03:38

Информационный ресурс учителя информатики

Web-ресурсы
Опрос
Кто Вы, посетитель?
Всего ответов: 143
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Файлы » Статьи

Разработка и применение электронных учебников
[ Скачать с сервера (1.47 Mb) ] 13.06.2011, 09:31
XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь. Бурный прогресс в области развития персональных компьютеров в современных условиях модернизации образования  выводят педагогов на необходимость создания электронных учебников и тестирующих программ.

Развитие технических средств, компьютерных, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, новые подходы, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией. В современной дидактике поднимаются вопросы нового подхода к организации учебников, с особенной остротой встает проблема создания учебников нового поколения.

Электронный  учебник является современным средством обучения и представляет собой программную   среду,   разработанную   для   индивидуального   изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического   использования   приобретённых   знаний,   осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля.

 Электронный учебник обычно содержит следующие укрупненные компоненты:

 - презентационную   составляющую,   в   которой   излагается   основная информационная часть курса   (темы, раздела);

- упражнения, способствующие закреплению полученных знаний;

- тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний обучающихся.                            

Для получения первичных навыков разработки электронных учебников необходимо начинать работу с описания собственной структуры, наиболее подходящей для реализации выбранного содержания. Удобно для этого использовать аналогию между традиционным учебным средством и электронным.

1.Структура электронного учебника должна быть максимально упрощена, но не в ущерб содержанию и используемой методике.

2.Необходимо структурировать содержание обучения на всех уровнях за счет средств визуализации, современной графики и анимации.

3.Структура электронного учебника должна предусматривать различные варианты индивидуальных траекторий.

4.Формирование блоков информации проблемным образом: набор фактов и ключевой вопрос темы.

5.Необходимо выстраивать материал в виде семантической  сети для последующего формирования эффективного  гипертекста.

Современная педагогика рекомендует следующую структуру электронного учебника: 

- обложка;

- титульный экран;

- оглавление;

- аннотация;

- содержание обучения (полное изложение учебного материала);

- графическое представление учебного материала;

- система самоконтроля и самопроверки знаний для обучающихся;

- средства контекстного поиска;

- словарь терминов,

- справочная система по интерфейсу данной программы;

- система управления программой[1, с. 17].

Электронные учебники могут быть спроектированы, оформлены и разработаны с помощью текстового процессора, компьютерных презентаций с использованием мультимедиа технологии, Web-конструктора, языка HTML и др.  

Для создания полноценного электронного учебника необходимо создать систему самоконтроля и самопроверки знаний, которую можно реализовать с помощью электронной таблицы или среды программирования.

Самостоятельно разработанный педагогом  электронный учебник  позволяет отразить ключевые направления в обучении по данному разделу (на взгляд педагога), проявить индивидуальность и развивать творчество педагога. А  главное, педагогу предоставляется возможность проектирования отдельных образовательных траекторий для обучающихся, в том числе, и для талантливых детей.

При работе с электронным учебником у обучающихся  формируются  умения самостоятельно обучаться, приобретать знания, осуществлять самоконтроль, развиваться и оценивать себя в данной образовательной области. Это является важным в самоопределении и подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

 

Библиографический список

1.                  Дробахина,  А. Н.,  Можаров,  М. С. Структурирование содержания профессиональной подготовки учителя информатики средствами современного гипертекста/А. Н. Дробахина, М. С. Можаров.  – Новокузнецк, 2003.

 


Категория: Статьи | Добавил: Ermakova-V
Просмотров: 688 | Загрузок: 111
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]