Суббота, 16.11.2019, 02:38

Информационный ресурс учителя информатики

Web-ресурсы
Опрос
Для совершенствования системы образования необходимо
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Файлы » Статьи

Программирование как средство формирования ключевых компетенций школьников
[ Скачать с сервера (5.46 Mb) ] 17.06.2014, 12:54

УДК 004:31

ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В. В. Ермакова

учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Белово

Вся жизнь человека периодически ставит перед ним острые и неотложные проблемы и задачи, иногда прежних знаний оказывается недостаточно. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс её познания. Процесс и искусство создания компьютерных программ с помощью языков программирования – это программирование, сочетающее в себе элементы науки и искусства, инженерии и математики. В современном информационном обществе постоянно внедряются новые информационные технологии, расширяется спектр языков программирования. Обществу XXI века необходимы грамотные IT-специалисты.

Из опыта своей работы учителем информатики современной профильной школы хочется отметить, что для успешного формирования ключевых компетенций необходимо школьникам не только сделать правильный выбор профиля при наличии технической оснащённости школы, но и иметь стойкое желание к освоению профильной программы. Программы профильного цикла обладают значимым развивающим потенциалом, способствуют формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков обучающихся.

Изучение темы «Алгоритмизация и программирование» занимает ключевое место в школьной информатике и является наиболее сложным для школьников. Каким образом дать ключевые понятия программирования, изучить их и показать на примерах реализацию алгоритмических конструкций (линейного, разветвлённого, циклического, вспомогательного алгоритмов), графики и массива в среде программирования, вовлечь школьников в программирование? На мой взгляд, активизировать познавательную деятельность школьников в области программирования необходимо через проектную деятельность.

Проект исследовательский – совокупность определенных действий, идея для создания реальных объектов, это то, что задумывается, планируется и реализуется. При этом активизируется мышление, пробуждается мысль, создаются условия для формирования разумных обобщений. В результате разработки и реализации проекта появляется новый продукт, например, программа, которая представляет собой реализованную идею и законченное исследование по данной теме. Это означает, что обучающийся проанализировал и обобщил информацию, рассмотрел множество решений проблемы, самостоятельно сформулировал результаты исследования и представил их публично.

Приобретение опыта проектной деятельности, создания проектов, их редактирования, оформления, сохранения в среде программирования; построения и исследования компьютерных моделей, реализации и представления коллективных информационных проектов полезны для школьников и востребованы на рынке труда. Современное общество находится в постоянном развитии, и тот находит своё достойное место в постоянно меняющемся мире, кто непрерывно изменяется сам, совершенствуя себя как личность, как профессионал.

При изучении раздела программирования школьники получают представление о средах программирования в современном обществе, их профессиональном использовании, осознают их практическую значимость. Одновременно происходит начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, становление представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Освоение и систематизация знаний обучающихся средней общеобразовательной школы, овладение умениями, приобретение опыта в информационной среде осуществляется посредством учебной рабочей программы по информатике, элективных курсов, активного вовлечения школьников в олимпиадное и конкурсное движение, научно-исследовательскую и проектную деятельность для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся.

В рамках городской инновационной площадки «Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся» мною были созданы и апробированы методические рекомендации по программированию и цифровой образовательный ресурс, сопровождающий данные рекомендации. В процессе работы с этими ресурсами у обучающихся были сформированы ключевые понятия программирования и базовые компетенции по данному направлению. Цифровой образовательный ресурс «Программирование» и рекомендации созданы с целью методической помощи в учебном процессе при проведении внеурочных занятий или уроков информатики по теме «Алгоритмизация и программирование», а также для самостоятельного изучения данного раздела информатики в старших классах общеобразовательной средней школы. В учебном процессе школы при изучении данного раздела использовались современные педагогические технологии и методики: метод проектов, технология проблемного диалога, технология организации исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии. Результаты анкетирования показывают, что выбранные технологии и методики являются эффективными, так как повысился уровень учебно-познавательной компетентности у всех обучающихся. До 85 % учеников самостоятельно выделяют информацию, необходимую при решении поставленной задачи; про- водят наблюдение, эксперименты, анкетирование и представляют результаты в виде таблицы, диаграммы, схемы, графика, проекта, программы, что указывает на высокий и оптимальный уровень информационной компетентности. Необходимо отметить развитие коммуникативной компетентности у 75 % обучающихся группы учеников 10-11-х классов.

Программирование – процесс сложный, но удивительно увлекательный, который является средством формирования учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций школьников.

Список литературы:

1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Про- фильный уровень.

2. Культин, Н. Б. TURBO PASCAL в задачах и примерах [Текст] / Н. Б. Культин – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

3. Ляхович, В. Ф. Информатика. Пособие для учащихся 10-11 классов [Текст] / В. Ф. Ляхович – М.: Просвещение, 2000.

4. Меженный, О. А. TURBO PASCAL. Самоучитель. [Текст] / О. А. Меженный – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

5. Под ред. проф. Петровского, А. В. Общая психология. Учебник для студентов [Текст] / А. В. Петровский – М.: Просвещение, 1977.





 

Категория: Статьи | Добавил: Ermakova-V
Просмотров: 765 | Загрузок: 190
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]