Вторник, 26.09.2017, 01:28

Информационный ресурс учителя информатики

Опрос
Какая операционная система установлена на Вашем ПК?
Всего ответов: 124
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Файлы » Статьи

Исследование чтения в современном обществе (на примере жителей города Белово Кемеровской области)
[ Скачать с сервера (50.0Kb) ] 11.06.2017, 13:41

УДК 470.319

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

(на примере жителей города Белово Кемеровской области)

Е. А. Буртасов, Ю. А. Горулько, В. В. Ермакова

МБОУ СОШ № 19 г. Белово Кемеровской области

Научный консультант –  д.б.н. Л. И. Законнова

Научный прогресс с каждым днем удивляет новыми открытиями в области коммуникационных и информационных технологий. Мы стоим на пороге глобальных изменений и в области чтения. Раньше почти каждая семья могла похвастаться обширными коллекциями книг, а теперь - многофункциональностью своих гаджетов. Раньше наглядным источником информации для ученика были лишь учебники, энциклопедии и школьные плакаты, а сегодня обучению способствуют интерактивные доски, содержательные электронные книги, интернет библиотеки [1].

Существует мнение, что современное общество, погружаясь в пучину информационных технологий и компьютерной техники, теряет интерес к чтению или вообще не читает книги, что является проблемой саморазвития и самосовершенствования.

Что мешает людям наслаждаться самым ценным, что есть в обществе – золотым запасом человеческой мудрости в книгах? Сложный вопрос. Возможно, отсутствие свободного времени, ведь скорость жизни набирает темп, меняются уровни стремления в работе, учебе, меняются жизненные приоритеты и предпочтения - сегодняшние подростки путешествуют по миру, заводят знакомства в социальных сетях и болтают по Skype с другом, живущим в соседнем доме [3].

Можно предположить, что на читательские интересы влияют семейные традиции, школьные навыки и стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий.

С сентября 2015 года по сентябрь 2016 года с помощью интерактивной Google формы (электронный адрес размещения: http://goo.gl/forms/Ewxr0ZEbcw) было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ № 19 города Белово, их родителей (законных представителей), студентов (выпускников школы), учителей. В опросе приняло участие 310 жителей города Белово в возрасте от 11 лет до 68 лет. Результаты анкетирования размещены по адресу: https://goo.gl/1X9Kp6.

Согласно результатам, большинство опрашиваемых (198 человек, то есть 65%) придерживаются мнения, что чтение привлекает их своим интересом.  Также около 50% опрашиваемых указали на то, что стремление к саморазвитию способствует к прочтению литературы, и треть среди участников обращаются к книгам, чтобы получить новые знания. Только 6 человек указали, что назидание педагогов и родителей побуждает к чтению.

 Если прочитанный текст для большинства участников анкетирования интересен, полезен и поучителен, то значит они по этим критериям выбирают источники информации для прочтения. В итоге, самым популярным источником информации является интернет, его выбрали 239 человек (77%), а печатные книги - 35% среди опрашиваемых. 32 человека (10%) утверждают, что для них одним из источников информации являются газеты.

По результатам анкетирования мы видим, что респонденты, большинство из которых являются школьники, читают в основном учебную литературу - это 126 человек (42%). Чуть менее выбрали художественную литературу – 118 человек (38%), комиксы читают 58 человек (19%), а дайджесты - лишь 23 человека (8%).

В анкете был задан вопрос: «Последняя книга, которую вы прочитали?», помогающий определить читательские интересы и литературные жанры по автору и названию книги, а в целом читают ли отвечающие. Сложно было интерпретировать результаты. Многие названия книг и имена писателей были незнакомы, тем более во многих ответах отсутствовали фамилии авторов, а если присутствовали, то порой без названия прочитанного. Разобраться в этом помогли поисковые системы Интернет, разбив все книги на жанры и направления. На момент проведения анкетирования участники, исходя из ответов на вопрос, отметили, что читают в основном литературу из школьной программы – это 112 опрашиваемых (36%), что соответствует предыдущим указанным результатам (учебную литературу читают 42%). Популярными жанрами среди прочитанных книг, упомянутых в 56 ответах, оказались фэнтези («Ведьмак» Анджей Сапковский) и фантастика («Бегущий в лабиринте», «Метро 2033», «S.T.A.L.K.E.R. Предел желания»), но, а самые популярные книги из мира фантастики - серия «Гарри Поттер» Дж. Роулинг (19 ответов). 30 участников опроса прочли последнюю книгу из классических женских романов и современных романов для девочек (М. Чепурина «Кофейное сердце», В. Иванова «Свидание со смайликом»), а 28 человек воздержались от ответа или вовсе не читают. 

Вопрос «Какую бы книгу вы посоветовали прочитать своим друзьям?» был затруднителен для 53 респондентов, остальные рекомендовали различные книги, но в основном в ответах школьников 5-6 классов это была литература классических писателей, а респонденты постарше советовали к прочтению научно-популярную литературу.

Стало интересно, как различные люди проявляют свою любознательность, где черпают нужную им информацию и подвержены ли они влиянию различных факторов (семейные традиции, школьные знания и другие). Чтобы это понять, провели сравнительный анализ ответов участников анкетирования. Респонденты мужского пола предпочитают больше пользоваться интернетом в поисках информации, чем отвечающие женского пола, которые чаще читают печатные книги и электронные книги. Романы как литературный жанр предпочитают в основном женский пол, а фантастику любят в равной степени. Но с возрастом интерес к фантастике падает, а классическую литературу читают преимущественно школьники старших классов. Это объясняется тем, что в школах проходит подготовка к выпускному сочинению по литературе. Если респонденты помладше, то они читают сказки, а если это взрослые, то отдают предпочтение научно-популярным книгам таких авторов, как М.С. Норбеков, Д. Карнеги. Популярность интернета как источника полезных знаний с возрастом растет, некоторые школьники, возможно, интернет ресурсы воспринимают как источник развлечения, а книга в переплете почти в три раза чаще употреблялась в ответе у взрослых респондентов, чем у 11-15 летних детей.

Результаты анкетирования наглядно показывают, как меняются ответы в зависимости от того, какой школьный предмет любит респондент. По логике можно предположить, если человек склонен к гуманитарным наукам, то он предрасположен к чтению художественной литературы, а по результатам анкетирования они чуть больше читают, чем респонденты физико-математического склада ума и меньше, чем увлекающиеся творческими предметами в школе, а вот любители физической культуры значительно меньше читают. Данные анкетирования наглядно демонстрируют, что люди, увлеченные творчеством, читают различную литературу, активно используя интернет, и не забывают читать печатные книги, а респонденты, выбравшие хобби, спорт и туризм, менее пользуются интернетом и меньше берут в руки книгу. Можно предположить, что занятие спортом и туризмом приводит к нехватке времени на чтение.

Становление личности человека происходит в первую очередь в семье, и, соответственно, навыки и потребности в чтении у детей в какой-то мере складываются на примере родителей, способных в процессе воспитания привить любовь к чтению. Если в семье родители не читают, падает престиж чтения для растущего поколения, ему сложно определиться с читательскими предпочтениями (это прослеживается из результатов анкетирования), они редко ищут информацию в интернете и еще реже находят ее в книгах, используя компьютер и современные гаджеты как источник развлечения. Респонденты, у которых в семье чтение приветствуется, отдают предпочтения художественной литературе, пользуясь электронными носителями, и не забывают читать печатные книги. 

Для обработки данных проведенного анкетирования был использован корреляционный анализ, определяющий на сколько влияют изученные факторы на читательские интересы.

Выявлены положительные корреляции между параметрами:

- статус респондента и что они читают (коэффициент корреляции равен 0.41): существует определенная возрастная зависимость, старшеклассники читают иную литературу, нежели школьники среднего звена;

- статус респондента и их источники информации (коэффициент корреляции равен 0.25): существует слабая зависимость между выбором информационного носителя и возрастными особенностями опрашиваемых.

Умеренная отрицательная корреляция между параметрами: школьный предмет - источники информации: дети, склонные к гуманитарным и физико-математическим дисциплинам, чаще выбирают электронные носители, и в этом нет противоречия, так как интернет - современная доступная информационная среда.

Незначительная отрицательная корреляция между признаками статуса – читают или нет родители: младшие более склонны подражать родителям, чем старшие, поэтому прививать навык к чтению необходимо с раннего возраста примером родителей, и это подтверждает гипотезу, что на читательские интересы влияют семейные традиции.

В целом можно сказать, что каждый представленный фактор в отдельности по-своему влияет на читательские предпочтения. Необходимо помнить, что каждый человек индивидуален: кто-то подвержен массовому движению культурных стереотипов, а кому-то важен авторитет родителей или учителей. Кто-то, развивая свою любознательность, ищет всевозможные способы получения информации, а кому-то целеустремленность ни к чему, и он ищет различные способы развлечения. Все это и многое другое формируют читательские интересы и предпочтения [2].

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что облик современного читателя определяется общими возрастными, гендерными особенностями и потребностями, его жизненными ориентирами, увлечениями и стремлениями, семейным воспитанием, развитием современного информационного общества, активным использованием компьютерной техники и Интернета.

Список литературы:

  1. Балла, О. Практики неочевидного: История чтения как история человека/ О. Балла// Новый мир. - 2007. - №12. – С.71
  2. Дмитриева, О. Что где читают/ О. Дмитриева// Всё ясно. – 2005.- №25. – С.10
  3. Шолпо, И. Л Как научить подростка читать? Практические советы учителю 5-7-х классов / И. Л. Шолпо – М.: Ломоносовъ, 2009. – 624с.
Категория: Статьи | Добавил: Ermakova-V
Просмотров: 29 | Загрузок: 5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]